Евгений Жидков (zhidkov) wrote,
Евгений Жидков
zhidkov

 

Чтобы усилить командное взаимодействие, важно наладить человеческие отношения -

чтобы лучше понимать друг друга.

 

Для этого нужно организовать дополнительные совместные действия. В дополнение к обычным тренировкам. «Выдернуть» игроков из привычной среды (наполненной стереотипами) и сосредоточить их на чувствовании друг друга и особенностях командных действий.

Для этого есть упражнения, проверенные как в спорте, так и в бизнесе, и даже в подготовке бойцов спецслужб.

 

Универсальность спортивной фасилитации в том, что она может работать над любой задачей, поставленной перед командой.

Например, тренер ставит перед игроками футбольной команды задачу отработать командные перемещения (розыгрыш стандартного положения, коллективный отбор мяча, создание офсайда и т.д.).

Процесс идет, но занимает много тренировочного времени. А надо еще и элементы личной техники отрабатывать, и физическую подготовку усиливать, и скоростные качества развивать, и много чего еще. Тренировочное время – это ценный ресурс. Его часто не хватает, его не растянешь. Как и силы футболистов, которым необходимо еще и время на восстановление.

Игроки часто ошибаются, обвиняют друг друга. Понаблюдав за этим процессом, фасилитатор может предложить тренеру упражнения, позволяющие повысить осознанность взаимодействия игроков.

Например. Игроки получают задание построить за 30 минут из набора деталей некую конструкцию (например, башню). При этом каждый получает свои персональные инструкции, в которых указаны правила, которые необходимо соблюдать при строительстве башни. У всех эти инструкции разные, но вместе они дополняют друг друга. Башня в этом случае выступает символом результата командной игры.

Сложность задания в том, что игрокам запрещено разговаривать на всем протяжении всей игры, они не должны показывать друг другу выданные им инструкции. Общаться можно жестами и междометьями (процесс этого упражнения таков, что междометья у многих участников вылетают сами собой :)).

Как правило, построить башню с первого раза не удается. Каждый из участников озабочен, в первую очередь, выполнением своих инструкций, не сильно вникая в действия других, что приводит как к смешным, так и к конфликтным ситуациям. Башня многократно перестраивается, каждый раз находятся новые недовольные процессом.

После того, как время «первого тайма» закончилось, фасилитатор предлагает игрокам обсудить, что помешало добиться результата. Становится очевидно, что в этом упражнении, так же как и в реальной игре на поле, быстрое достижение командного результата невозможно без интереса и понимания не только своих действий, но и действий партнеров. Надо вникать в цели друг друга, а не только выполнять свои инструкции.

После этого можно предложить игрокам «второй тайм»: собрать башню еще раз, дав новые инструкции и сократив время в два раза. Обогащенные предыдущим опытом участники быстро организуют процесс обмена информацией друг с другом с помощью жестов (обычно здесь проявляется неформальный лидер коллектива, который распределяет очередность «высказываний» и порядок реализации строительства) и добиваются результата.

После этого вдохновленных успешным опытом командной работы игроков забирает тренер и отрабатывает командное взаимопонимание на поле :).


Среди плюсов такой работы то, что игроки не только получают полезный опыт командного взаимодействия, но и улучшают неформальные взаимоотношения, атмосфера в команде становится более творческой и доверительной. Кроме того, подобные действия не требуют активных физических затрат и даже способствуют восстановлению игроком между физическими тренировками. Подобные упражнения могут пригодиться в ситуации предматчевого времени, когда тренировки на поле уже невозможны (выезд на чужое поле, например), а свободное время до выхода на поле надо чем то занять, чтобы отвлечь игроков от предстартового мандража.

И таких задач может быть множество. Усиление инициативы новичков, отработка новых связок в команде, решение конфликтных ситуаций и т.д. и т.п.

 

 

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments