Евгений Жидков (zhidkov) wrote,
Евгений Жидков
zhidkov

От чего зависит любознательность

Родителям, в первую очередь, предлагаю описание эксперимента, выявлявшего познавательную потребность у детей 8-9 лет.
Познавательная потребность – желание исследовать и совершать активные действия для получения впечатлений и новой информации. Проще говоря, любознательность.


Эксперимент был организован следующим образом.
Детей вместе с мамами, приглашали в игровую комнату, в которой находилось множество различных игрушек, книг, настольных игр и прочих детских радостей, и просили некоторое время подождать, занимаясь чем угодно, пока не начнется исследование.

На самом деле, эксперимент вступал в действие уже на этой стадии, поскольку исследователи наблюдали за поведением мам через зеркало односторонней проницаемости, знакомое большинству из нас по полицейским сериалам.

Мамы вели себя по-разному, но, учитывая все различия, их можно было условно поделить на четыре группы.

Первая группа состояла из активных мам, использовавших тактику прямого воспитательного воздействия: они принимались стимулировать ребенка «Давай поиграем в это игру, почитаем эту книжку, посмотрим этот альбом…».

В другую группу можно было определить мам, которые, ничего не предпринимали в ожидании начала эксперимента, и одергивали детей, если те пытались проявить активность – несмотря на то, что организаторы недвусмысленно разрешили заниматься чем угодно.

Мамы третьего типа довольно быстро начинали призывать на помощь психологов, требуя от них инструкций, что же все таки следует делать.

Были и мамы, которые, оглядев обстановку, замечали игру или книгу, которые у них самих вызывали интерес. Предоставив ребенку возможность самому выбрать занятие, такие мамы сами погружались в деятельность.

Вторая часть эксперимента заключалась в исследовании степени развития познавательной потребности детей, а также общие показатели развития. Как вы думаете, дети каких мам демонстрировали наилучшие и наихудшие результаты?

Наименее благоприятной для развития любознательности оказалась пассивная стратегия второй из описанных групп. У мам, которые не проявляют активности сами и прерывают ее у ребенка, чаще всего встречаются менее развитые дети, со слабо выраженной системой интересов.

Самой благоприятной является стратегия четвертой группы. Наиболее развитыми оказались дети тех мам, которые углубились в свои занятия и, казалось, не уделяли ребенку специального внимания. Такие дети живут, имея перед собой ролевую модель саморазвития, которую демонстрируют родители. А это эффективнее, чем любые воспитательные мероприятия.

Представители третьей группы, предпочитавшие обращаться к организаторам за инструкциями, склонны считать, что развивать детей должны специально обученные профессионалы. Именно их дети составляют основной контингент различных секций, студий и групп развития. Занятия в таких группах, безусловно, приносят пользу, однако должны выступать дополнением, а не заменой семейного воспитания.

Стратегия первой группы, выражавшаяся в активном участии мам, считается наиболее эффективной среди большого количества родителей. Наиболее самоотверженные ведут себя по принципу «я всего себя отдаю детям». Конечно, инициатива родителей в разумных пределах приносит пользу, однако тотальный направляющий контроль снижает собственную познавательную активность у детей. Вырастая, такие люди чаще всего ненавидят занятия, к которым их пытались приобщить в детстве, и зачастую плохо осознают, чего они на самом деле хотят.


Tags: Воспитание детей
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments