Евгений Жидков (zhidkov) wrote,
Евгений Жидков
zhidkov

Спорт и бизнес "по-русски" - особенности национальной мотивации. Часть 4.

Важно понимать, что «то, что русскому хорошо, немцу - смерть». И, соответственно, наоборот. Если житель западных стран может быть удовлетворен определенным уровнем комфорта и достижением значимого положения в обществе, то русскому человеку этого недостаточно.
Приведу анекдотическую иллюстрацию:
 
 

Встречаются двое выпускников-психологов после десятилетнего перерыва. Первый, после радостных приветствий, начинает рассказывать о своих успехах, о своей практике, о новой машине. Второй, слегка морщась, слушает и говорит:
 - Коллега, мы же профессионалы. Давайте просто спустим штаны и сравним.
 
 Русскому человека не свойственно «меряться комфортом», это скорее западное влияние, именно отсюда популярность серии анекдотов о новых русских. Для наших ближе «меряться» творчески - удалью и смекалкой.
 
Стремление к комфорту свойственно и нам, но для наших людей в гораздо большей степени, чем для европейцев, важен Смысл дела, который определяется следующими критериями:
-         интерес к делу;
-         вызов (русские «не слабо» и «на спор»);
-         стремление к оригинальности (сделать «по-своему», «с вывертом», «с загогулиной», некое особое мастерство).
Проиллюстрирую это утверждение еще одним анекдотом.
 
 Идут соревнования по стрельбе, в которых участвуют русский, немец и англичанин.
 
Первым стреляет немец. Он попросил посадить муху на забор, и с расстояния в десять метров попал в нее.
Вторым был англичанин – он сбил на лету шмеля.
Третьим выходит русский и выпускает комара из спичечного коробка. Выстрел.
 "З-з-з-з", - продолжает гудеть комар, правда, на полтона выше.
- Так ведь он же летает! - бросились к стрелку судьи.
- Летает, и будет летать. А вот любить - никогда!
 
Именно так в русском фольклоре отражается наша национальная черта – любовь к оригинальности.
 
Почему советский спорт выигрывал? Большей частью за счет мотивации, но не денежной. Речь шла о престиже страны, выступлению спортсмена сопереживали массы. Выступая, спортсмен олицетворял собой всю страну – «мы, русские, - такие», «отступать некуда, позади - Москва». Быть лицом страны, защищать ее честь на мировой арене - это громадная ответственность, громадная честь и сумасшедшая мотивация. Каждый выигравший – герой для всей страны, человек, показавший миру Русских. Соревнование внутри команды шло не друг с другом, а за личное мастерство в общем деле. Когда за спиной у вас тысячи людей, чьи надежды, веру и мечты вы воплощаете своим мастерством, трудно быть равнодушным и отнестись к делу спустя рукава.
 
Про «СМЫСЛ» и «Миссию».
Сейчас практически все российские компании на определенном уровне развития пишут миссии для своих стейкхолдеров. Создание миссии – безусловно, важный этап формирования стратегии предприятия. Зачастую, однако, это просто копирование миссий западных компаний в той или иной редакции. Для русского человека слово «миссия» вообще не очень близко и не очень понятно, в отличие от западного, для которого понятие миссионерства наполнено смыслом и историческими примерами, начиная от крестоносцев и заканчивая гуманитарными миссиями в Африке.
Русского человека побуждает к действию не миссия, для него необходимо создавать СМЫСЛ  - большими буквами – деятельности компании и смысл деятельности каждого на своем месте.
Если у компании есть своя идея, мечта – эта компания будет иметь успех в России. Можно, конечно, и как «Coca Cola», сделать основным смыслом зарабатывание денег для акционеров.  Однако, в нашей стране такая задача не пользуется популярностью, это не соответствует нашим социально-культурным ценностям. Вы можете найти массу примеров для этого в «кухонных» и «вагонных» разговорах русских, осуждающих «неправильных стратегов»: «нет, чтоб дело хорошее для людей сделать, он наживается…».
Несколько лет назад я беседовал на тему миссии с владельцем крупного российского бизнеса, известной личностью в России. Он сказал примерно следующее: «Да все это - ерунда! Главный смысл любого бизнеса – деньги». Цель – да. Но не смысл, поскольку в этом случае не имеет значения, каким способом эти деньги зарабатывать. Лучше всего – наркотики или оружие, говорят, это очень выгодно. Я слышал подобные слова не только от него, но ни разу – чтобы эти слова произносились радостно, с энтузиазмом. В этих словах всегда есть нотки печали, цинизма и разочарования. К сожалению, совсем недавно у этого человека возникли трудности с законом. Не откажу себе в удовольствии процитировать Конфуция, поскольку в этом месте наш менталитет ближе скорее к Востоку, чем к Западу:
 
«Учитель сказал:
 
 - Благородный муж думает о морали и долге, а мелкий человек – о вещах и удобствах. Поэтому благородный муж имеет единочаетелей, а мелкий человек имеет роскошь.
Му Да спросил:
- Можно ли думать о морали и о долге, но иметь роскошь?
Учитель ответил:
- Иногда так случается.
Му Да спросил еще:
- Можно ли думать о вещах и удобствах, но иметь единочаетелей?
Учитель ответил:
 
- Никоим образом нельзя».
 
Tags: Спортивная фасилитация
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments